Контакты

Связаться со мной Вы можете любым удобным для Вас способом:

Страницы в соцсетях:

  • Черный Instagram Иконка
  • Black Facebook Icon

Личный прием проводится в Москве, м. ВДНХ и м. Кузнецкий мост.

Онлайн консультации и терапия - по Скайпу.

Также Вы можете оставить сообщение, вопрос или заявку на прием в форме ниже, и я Вам обязательно отвечу.

© 2017 Анна Соколова

Барьеры на пути профессионального развития психотерапевта

June 25, 2017

Результаты интересного исследования, посвященного развитию профессионализма в разных профессиях, было представлено в [7].  В исследовании были определены несколько профессий, в которых специалисты демонстрируют развитие профессионального мастерства, т.е. есть процесс улучшения качества осуществления своей деятельности в результате получения дополнительного опыта. Эти профессии, которые демонстрировали связь между опытом и профессиональными навыками, включали астрономов, летчиков-испытателей, шахматистов, математиков, бухгалтеров и страховых аналитиков. Автор также определил несколько профессий, для которых рост профессионализма с опытом не был продемонстрирован, включая психиатров, судей, менеджеров по отбору персонала и клинических психологов.

   По мнению Т.Трейси и его коллег, в течение всей своей профессиональной практики психотерапевты действительно мало совершенствуют свое мастерство [8]. Ряд эмпирических исследований не смогли показать, что более опытные терапевты более эффективны, чем менее опытные, т.е. не было обнаружено связи между профессиональным опытом и усовершенствованными навыками,  профессиональным опытом и выздоровлением клиента, что подтверждает вывод в [7].

 

     В  своей  работе Т.Трейси и коллеги выделили несколько  факторов,  которые он  рассматривает  как  барьеры,  препятствующие профессиональному развитию и достижению мастерства в проведении терапии [8]. Это такие факторы, как: 1) невысокое влияние практического опыта на точность клинических оценок; 2) недостаток практики осмысления своей терапевтической работы; 3) завышенная оценка своей компетентности; 4) недостаток точной и однозначной обратной связи. Рассмотрим их вслед за авторами.

 

      Невысокое влияние практического опыта на точность клинических оценок. Вероятно, что преимуществом, которым обладает профессионал по сравнению с непрофессионалом, является степень точности его клинических оценок и совершенное владение базовыми техниками, причем точность его клинических оценок ограничивается его способностью эффективно применять техники, которые он использует. И хотя опытные терапевты имеют более полные концептуализации своих клиентов, чем начинающие терапевты, точность этих концептуализаций не является достоверной (см., например, [3]). Клиническая практика сама себе не предоставляет достаточных возможностей для совершенствования точности клинических оценок.

 

      Недостаток практики осмысления своей терапевтической работы. Ключевым аспектом роста профессионального мастерства является то, что приобретается вместе с опытом. Однако для того, чтобы опыт действительно вносил вклад в профессиональное развитие, необходима направленная практика осмысления своей работы [2], которая включает в себя четко определенные, специфические задачи, в решении которых терапевт хочет усовершенствовать свое мастерство; обратную связь при решении этих задач; возможность для их повторения и, наконец, активное использование любых возможностей для совершенствования, оставляя при этом себе право на ошибку.

       Однако обычно терапевты, после прохождения программ подготовки и  получения профессиональной степени, не оставляют себе времени для такого рода практики и получения регулярной и подходящей обратной связи. Это приводит к возможности таких выводов, что «на основе эмпирических данных можно предполагать, что точность клинических оценок профессионалов в области психического здоровья не улучшается с опытом» [8].

 

      Завышенная оценка терапевтом своей компетентности. Результаты исследований показывают, что клиницисты имеют очень нереалистичные оценки своей компетентности [9]. В [9], например, показано, что 25% терапевтов рассматривают себя входящими в 10% лучших, и никто из терапевтов не оценивает себя ниже среднего. Более того, как отмечено в [1],  оценка ими своей компетентности имеет свойство увеличиваться с приобретением опыта, даже если в реальности этого не происходит. Ряд авторов подчеркивает, что уверенность опытных терапевтов в их прогнозных клинических оценках и точность этих оценок мало связаны (см., например, [4]). Однако чем больше терапевты верят, что они становятся более компетентными с получаемым опытом, тем, вероятно, меньше они будут мотивированы предпринимать действия, которые действительно бы усовершенствовали их мастерство [6].

 

       Недостаток точной и однозначной обратной связи. В статье [5], посвященной условиям развития профессионального мастерства среди разных профессий, приводятся такие два условия, необходимые для развития профессионализма: (1) окружение является предсказуемым и с ясными результатами; (2) существует возможность учиться, на основе качественной информации о точности прошлых решений и сделанных прогнозов. Обычная практика психотерапии не соответствует ни одному из этих условий. Она представляет собой контекст, который дает слабую обратную связь о точности прошлых клинических решений и действий, так же как о причинах терапевтических изменений. По мнению Т.Трейси, этот недостаток информации является главной причиной трудности в совершенствовании мастерства психотерапевтами.  

 

       Таким образом, специфика психотерапии как деятельности создает терапевтам определенные сложности для достижения ими профессиональных высот, однако это не значит, что их нельзя преодолеть. Отдельные рекомендации будут рассмотрены в следующих публикациях.

 

Источники

  1. Dawes, R. (1994). House of cards: psychology and psychiatry built onmyth. New York, NY: Free Press. 26

  2. Ericsson, K. (2006). The influence of experience and deliberate practice on the development of superior expert performance. In K. A. Ericsson, N. Charness, P.J. Feltovich, & R.R. Hoffman (Eds.), The Cambridge handbook of expertise and expert performance (683–703). Cambridge, England: Cambridge University Press. 32

  3. Faust, D. (1991). What if we had really listened? Present reflections on altered pasts. In D. Cicchetti & W.M. Grove (Eds.), Thinking clearly about psychology: Vol. 1. Matters of public interest (185–216). Minneapolis, MN: University of Minnesota Press. 35

  4. Garb, H. (2005). Clinical judgment and decision making. Annual Review of Clinical Psychology, 1, 67–89. 41

  5. Kahneman, D. and Klein, G. (2009). Conditions for intuitive expertise: A failure to disagree. American Psychologist, 64, 515–526. 61

  6. Pintrich, P. (2003). A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts. Journal of Educational Psychology, 95, 667–686. 83

  7. Shanteau, J. (1992). Competence in experts: The role of task characteristics. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 53, 252–266. 93

  8. Tracey, T., Wampold, B., Lichtenberg, J., and Goodyear, R. (2014). Expertise in psychotherapy: An elusive goal? American Psychologist, 69(3), 218-229. 106

  9. Walfish, S., McAlister, B., O’Donnell, P., and Lambert, M. (2012). An investigation of self-assessment bias in mental health providers. Psychological Reports, 110, 639–644. 107

 

При копировании текста, пожалуйста, указывайте ссылку на ресурс www.privatetherapy.ru

Please reload