Контакты

Связаться со мной Вы можете любым удобным для Вас способом:

Страницы в соцсетях:

  • Черный Instagram Иконка
  • Black Facebook Icon

Личный прием проводится в Москве, м. ВДНХ и м. Кузнецкий мост.

Онлайн консультации и терапия - по Скайпу.

Также Вы можете оставить сообщение, вопрос или заявку на прием в форме ниже, и я Вам обязательно отвечу.

© 2017 Анна Соколова

Целительные компоненты любой психотерапии

May 23, 2017

Многочисленные исследования раз за разом демонстрируют, что разные подходы психотерапии эквиваленты в своей эффективности. Одно из возможных объяснений (всё более популярное сегодня) это гипотеза общих факторов – что базовые компоненты успешной психотерапии являются общими для всех теоретических направлений.

 

    Вероятно, все направления психотерапии, какими бы разными они ни казались на поверхности, обладают общими, «целительными» элементами, которые ответственны за терапевтический успех. Анализ литературы позволяет выявить три таких основополагающих компонента, необходимых для активации изменений в жизни клиента (см., например, [4,7,11]):

 

(1) безопасное, принимающее пространство и терапевтический альянс;

(2) предоставление пациенту объяснений и обратной связи о причинах его затруднений;

(3) использование определенных техник для содействия переживанию клиентом нового корректирующего опыта и облегчения его симптомов.

 

    Наличие безопасного, эмпатического и принимающего пространства с установленным сеттингом, в котором клиент способен откровенно выражать  свои самые сложные чувства и тревожащие мысли, является самым первым условием для возможности терапевтических изменений. Это позволяет клиенту, возможно впервые в жизни, чувствовать себя действительно понятым и принятым, начать доверять, раскрываться и формировать положительные ожидания, что терапия действительно может помочь.

 

   О важности терапевтического альянса и его позитивной корреляции с терапевтическими изменениями свидетельствует множество исследований [2]. Многие психотерапевты, представляющие самые разные теоретические подходы, сходятся во мнении, что альянс – это решающий компонент изменений.  На основе анализа эмпирической литературы А.Хорват  предположил, что «немногим больше половины благотворных эффектов психотерапии связаны с качеством альянса» [10, стр. 366].

 

    В литературе при определении альянса чаще всего ссылаются на определение Э.Бордина, который его концептуализировал через три его компонента: 1) эмоциональная связь между терапевтом и клиентом; 2) согласие о целях терапии; 3) согласие о ее задачах и методах, т.е. тех процессах, которые будут составлять актуальную терапевтическую работу [1]. По сравнению с другими, более ранними формулировками, которые скорее подчеркивали вклад терапевта в отношения терапевтической диады (см., например, [13]) или бессознательные искажения в отношениях терапевта и клиента (например, [5]), концепция Э.Бордина подчеркивает осознанные аспекты отношений и степень, насколько терапевтическая диада вовлечена в целенаправленную, совместную работу [9].

 

     Альянс формируется в многоаспектном взаимодействии терапевта и клиента, каждый из которых привносит в терапию свои особенности, личные качества и историю [6]. Эмпирические исследования выявили некоторые характеристиками клиента, которые положительно влияют на качество формируемого альянса (например, психологическая готовность, ожидание перемен, качество объектных отношений) и негативно (избегание, межличностные трудности и другие) [3]. Также они показали принципиальный вклад терапевта в качество формируемого альянса (подробнее об этом в следующих публикациях).  Кроме того, исследования демонстрируют, что клиент и терапевт по-разному смотрят и оценивают сформировавшийся альянс (особенно на ранних этапах терапии), и видение клиента имеет большую корреляцию с итоговым результатом, чем видение терапевта [2]. Поэтому в терапевтической работе важно отслеживать перспективу клиента на альянс и восстанавливать разрывы альянса, когда они возникают. Значимо также, что не существует одного единственного и неизменного способа выстраивать продуктивный альянс, поскольку клиенты значительно различаются в своих желаниях и представлениях о том, как они хотят быть связаны с другим человеком [12].

 

   Существенными элементами поддержания и развития эффективных терапевтических отношений являются терапевтическое внимание к сопротивлению и амбивалентным чувствам пациента, переносу и контрпереносу, а также к своевременному восстановлению разрывов в альянсе [14].

 

      Любой вид терапевтического вмешательства и специфические техники, направленные на совместную целенаправленную работу, вносят вклад в развитие альянса.  Как отмечают Р.Хатчер и А.Барендс, «альянс и техника занимают разные концептуальные уровни, но не могут быть рассмотрены как два разных вида деятельности в терапии. Использование техник – это деятельность, а альянс – это способ ее охарактеризовать» [9, стр. 294].

 

     В целом, невозможно переоценить важность терапевтических отношений, все остальное происходит или не происходит в их рамках, благодаря или из-за них. И развитие «достаточно хорошего» альянса на ранних этапах терапии является крайне необходимым для терапевтического успеха.

 

    Второй важный компонент любой психотерапии связан с предоставлением пациенту объяснений и обратной связи о причинах его затруднений, что позволяет увеличить понимание и осознание клиентом определенных аспектов его функционирования (мыслей, чувств, поведения), которые создают проблемы в его жизни [7]. Важно, чтобы объяснение, которое дает терапевт, было адаптивным, т.е. открывало возможности клиенту для преодоления его сложностей, и было им принято. Последнее особенно важно. Как пишет К.Джоргенсен, для того, чтобы рациональное объяснение терапевта о причинах затруднений клиента было эффективным, оно должно быть принято и терапевтом, и клиентом, совместимо с их взглядами на мир, отношениями и ценностями и не должно быть обязательно «правдой» [8]. Или, по выражению Б.Вамполда, нет необходимости, чтобы объяснение терапевта было «научно доказано» [15]. 

 

      Третий компонент необходим для вовлечения клиента в переживание нового корректирующего опыта и работы с его симптомами. Для этой цели в разных подходах используют самые разнообразные техники, важно, чтобы они были консистентны с личностью терапевта, а также с возможностями и потребностями клиента.

 

Источники

  1. Bordin, E. (1979). The generalizability of the psychoanalytic concept of the working alliance. Psychotherapy: Theory, Research & Practice, 16(3), 252–260. 

  2. Castonguay, L. and Beutler, L. (2006) Principles of therapeutic change: a task force on participants, relationships, and techniques factors. Journal of Clinical Psychology, 62(6). 

  3. Constantino, M., Castonguay, L., and Schut, A. (2002). The working alliance: a flagship for the “scientist-practitioner” model in psychotherapy. In
    G. S. Tryon (Ed.), Counseling based on process research: Applying what we know (81–131). Boston: Allyn & Bacon. 

  4. Frank, J.D. and Frank, J.B. (1991). Persuasion and healing: a comparative study of psychotherapy. New York: Johns Hopkins University Press. 

  5. Freud, S. (1912/1958). The dynamics of transference. In J. Starchey (Ed.), The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud, 12, 99-108   

  6. Gelso, C. and Carter, J. (1994). Components of the psychotherapy relationship: Their interaction and unfolding during treatment. Journal of Counseling Psychology, 41, 296–306. 

  7. Goldfried, M. (2014). On the assumptions underlying therapy change principles. Journal of Psychotherapy Integration, 24(4). 

  8. Jørgensen, C. (2004). Active ingredients in individual psychotherapy. Searching for common factors. Psychoanalytic Psychology, 21 (4), 516–540. 

  9. Hatcher, R. and Barends, A. (2006). Thinking about the alliance in practice. Psychotherapy, Therapy, Research, Practice, Training, 41, 7–10. 

  10. Horvath, A. (2001). The alliance. Psychotherapy, 38, 365-372. 

  11. Laska, K., Gurman, A. and Wampold, B. (2014). Expanding the lens of evidence-based practice in psychotherapy: A common factors perspective. Psychotherapy, 51, 467–481. 

  12. Norcross, J. , Beutler, L., & Levant, R. (Eds.). (2005). Evidence-based practices in mental health: debate and dialogue on the ... Washington, DC: American Psychological Association 

  13. Rogers, C., and Wood, J. (1974). Client-centered theory: Carl R. Rogers. In A. Burton (Ed.), Operational theories of personality (211–258.). New York: Bruner/Mazel.

  14. Sperry, L. (2010). Core competencies in counseling and psychotherapy: becoming a highly competent and effective therapist, New York: Routledge.

  15. Wampold, B. (2001). The great psychotherapy debate: Models, methods, and findings. Mahwah, NJ: Erlbaum.  

     

     

    При копировании текста, пожалуйста, указывайте ссылку на ресурс www.privatetherapy.ru

     

Please reload